Нестерова Дарья Александровна
Конспект НОД на тему "Зимний лес"
18 декабря [ср]
Конспект НОД
Выполнила: воспитатель Нестерова Д.А. Цель НОД: закрепить представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, особенностях приспособления обитателей леса к зиме. Задачи НОД: Познавательное развитие: упражнять в умении различать деревья по веткам, шишкам; показать знания детей о животном мире; продолжать учить детей собирать из частей целое. Физическое развитие: развивать умение повторить движения за воспитателем; сохранять и укреплять здоровье детей. Речевое развитие: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление; развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы; учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос, отгадывать загадки. Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира; развивать зрительную память у детей и умение изображать по памяти и впечатлению. Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию познавательных интересов, побуждать эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к природе, необходимость бережного отношения к ней; воспитывать чувства сопричастности к окружающей природе, стремление сдержаться, проявить терпение. Оборудование: изображения лесных обитателей и их следов; набор веток и картинки с изображением деревьев (сосна, ель, береза); еловые и сосновые шишки; картинки кормушек с птицами и без птиц; подносы с кормом для птиц; картина с изображением зимнего леса. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц и зверей; рассматривание плодов деревьев, веток и шишек елки и сосны; чтение произведения В.Павловой «Зимняя пирушка»; отгадывание загадок, чтение стихов про животных и птиц; дидактическая игра «Собери из частей целое»; подкормка птиц на участке детского сада, наблюдение за птицами. Ход НОД. Под музыку П.Чайковского из цикла «Времена года» выходят дети. Воспитатель. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна, Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. (С.Есенин) Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать некоторые из них. А что происходит в зимнем лесу, нам расскажет волшебная шкатулка. Но я не могу ее открыть. Нужно ответить на вопросы и шкатулка откроется. Ребята, вы поможете? Ребята, как вы думаете, без чего не бывает леса? (Леса не бывает без деревьев, птиц, животных, насекомых и т.д.) Воспитатель: Очень тяжело узнать деревья в зимнем лесу. Но некоторые деревья все же мы узнаем. Какие? (Ель, сосна, береза). Волшебная шкатулка открывается. Задание 1. Игра «С какого дерева ветка? (Вытащить из шкатулки веточки сосны и ели, показать детям). Давайте, назовем с какого дерева ветка? С ели, значит - еловая. С сосны - сосновая. (Вытащить из шкатулки шишки еловую и сосновую, показать детям, дети называют) Игра «С какого дерева шишка?» У вас на столе есть шишки, нужно определить с какого дерева шишка и отнести к нужной ветке. Словарная работа: ветка, шишка – сосновая, еловая. (Дети садятся на свои места). Воспитатель: А чтобы шкатулка открылась нам нужно ответить на следующие вопросы. Вы готовы? Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест, так как клесты питаются семенами шишек, а зимой их много. Чем объясняются такие сроки гнездования? Оказывается, своих птенцов клесты выкармливают измельченными семенами сосны и ели. А как раз к концу зимы шишки начинают раскрываться и легко вышелушиваются.) Чем заяц питается зимой? (корой деревьев осины, в коре осины до 10% жира, яблони, мелкими ветками, сеном, сухой травой.) Волшебная шкатулка открывается и следующее задание. Задание 2. Игра «Какая птица лишняя? ( на стенде кормушка с птицами) Воспитатель: Перед вами кормушка, на которую слетелись разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите, какие птицы залетели сюда по ошибке? Дети называют и снимают с кормушки изображение птиц (ласточка, скворец – перелетные), остальные – зимующие. Объяснить почему лишние. Воспитатель: Ребята, мы разгадали еще одну тайну, почему перелетные птицы не остаются зимовать. Чтобы волшебная шкатулка открылась, что нужно сделать? Ответить на вопросы. Следующий вопрос. Почему говорят, что «волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, как рысь, а догоняет. Чтобы прокормиться, волку надо искать себе добычу, а не сидеть на одном месте и ждать.) Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегири – прилетают с северных лесов; Свиристели – живут в тайге. Это леса хвойные, густые. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают. А ягод становится все меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где теплее и где еще можно найти корм) Волшебная шкатулка открывается и следующее задание. Задание 3 «Игра «Чей след?» Воспитатель: В зимнем лесу можно встретить разных зверей и птиц. (Изображение зимнего леса). Вам необходимо угадать на картинке - чей след. (Детям показать следы разных животных) Воспитатель: Волшебная шкатулка открывается и предлагает следующую игру. Задание 4 Игра «Кто где живет?» Воспитатель: Я буду называть животное, а вы – домик животного. Лиса... ( в норе), Белка... (в дупле), Волк... (в логове), Медведь... (в берлоге), Мышка... (в норке), Крот... (в норе), Еж… ( в норе), Заяц… (под кустиком). Физкультминутка. Ребята, а волшебная шкатулка предлагает нам поиграть. Игра «Изобрази любое животное». Воспитатель: А чтобы волшебная шкатулка открылась и помогла разгадать еще одну тайну зимнего леса. Нам нужно ответить еще на вопросы. Вы, согласны? Объясните. Почему дятла называют «санитаром леса»? (Истребляет личинки насекомых с больных деревьев. Он не просто истребляет жуков и их личинки, но еще извлекает их оттуда, куда добраться до них не может больше никто.) Что птицам страшнее – холод или голод? Объясните, почему? (голод, Голодные птицы погибают. А сытому и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Если за зиму не исхудать и жир под кожей сохранить, то даже лютый мороз, который сквозь перо пройдёт, и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить. Воспитатель: Открывается шкатулка и у нас еще одно задание. (Из волшебной шкатулки вытащить разрезные картинки зимующих птиц.) У вас на столе есть разрезные картинки. Нужно быстро собрать и назвать, что изображено на картинке. Задание 5 Дидактическая игра «Собери из частей целое и назови» Воспитатель: Кто изображен на картинке? Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Воспитатель: Ребята, волшебная шкатулка предлагает нам помочь птицам. Задание 6 «Покорми птиц». У вас на столе подносы с кормом для птиц. Посмотрите внимательно, определите, что за корм и какую птицу вы покормите этим кормом. (Дети берут поднос с кормом: сало, ягоды рябины,, хлебные крошки, зерно, арбузные семечки, семена подсолнуха). Индивидуальная работа : «Какую птицу ты покормил и чем? Воспитатель: Ребята: сегодня с помощью волшебной шкатулки мы разгадали некоторые тайны зимнего леса. Мы будем узнавать все больше нового и интересного о живой и неживой природе. Давайте, скажем спасибо волшебной шкатулке. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.